?

Log in

entries friends calendar profile Homepage с графикой Previous Previous Next Next
Суета вокруг культовой повести - alexander pavlenko
alexander_pavl
alexander_pavl
Суета вокруг культовой повести
В предверии Нового Года... Под мягкий звон часов Бурé приятно отдыхать в качалке. Снежинки вьются во дворе, и, как мечты, летают галки... Классики потому и классики, что они всегда правы. Вот и сейчас – ну разве не летают мечты? Летают. А самые интересные, на мой взгляд, мечты были у людей начала шестидесятых годов прошлого века.

post 01 cover

Я об этом, много, часто писал, поминая, как правило, фантастическую повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

«Понедельник начинается в субботу» — книга о людях, опьянённых «глотком свободы», уверенных, что «бывает всё на свете хорошо», что «на Марсе будут яблони цвести», а в каждом доме будет подключение к «линии доставки» продуктов и вещей — чтобы не тратить драгоценное время на хождение по магазинам, а всецело отдаваться творчеству. Почему я сейчас об этой повести вспомнил? Потому что вторая часть «Понедельника» описывает праздник Нового Года, который оказывается праздником осмеяния банальных, общесоветских представлений о светлом будущем.

Стругацкие в метафорической форме изобразили переход от современного им хрущёвского построения «социализма с человеческим лицом» к коммунизму, который предполагался уже через поколение — когда подрастут дети, первое незапуганное советское поколение. Когда повесть писалась, она была не такой уж фантастической, и Стругацкие с наслаждением насыщали её множеством реалистических деталей. Например, описание райцентра Соловца, с болгарским фильм, уже сошедшим с экранов больших городов, с позавчерашней «Правдой» в киоске и с пушкой 18 века, врытой на перекрёстке вверх дулом, это описание фотографически точно. Уже в середине 70-х годов, спустя пятнадцать лет после опубликования повести, на меня в таких городках накатывало ощущение дежа-вю — всё было в точности таким, как у Стругацких, вплоть до суровых старух на лавочках и переулков, заросших лопухом и крапивой.

poned 01 poned 04 poned 06

Разумеется, символом прорыва в «Понедельнике...» становится Новый Год, праздничная граница между „вчера“ и „завтра“. Стругацкие разнообразно обыгрывают саму ситуацию перехода, однако я не буду останавливаться на деталях – все и без меня помнят перепетии ночного дежурства Александра Привалова в пустом поначалу здании НИИЧАВО.

Короче говоря, «Понедельник начинается в субботу» — повесть, точно уловившая атмосферу своего времени. В советском кино аналогом «Понедельника» может быть новелла «Наваждение» из «Операции Ы» Леонида Гайдая — такой же восторг от ощущения безграничных возможностей и стремительного полёта в будущее.

Но... Уже в момент публикации повести реальность вокруг неё начала меняться. Пришлось убирать из текста Президента Академии Наук СССР Келдыша, выбрасывать наиболее ехидные шуточки в адрес сталинистов и националистов, вообще, всячески притормаживать. Изменился вектор развития, понимаете ли. Хрущева убрали, на престол взошёл «красивый молдаванин» Леонид Брежнев, которому на «постороение коммунизма» было нас..ть с высокой горки, и Стругацким пришлось писать продолжение «Понедельника» — «Сказку о Тройке», в которой заметно побледневшие энтузиасты сталкиваются с сталинизмом, который, оказывается, никуда не уходил, а пережидал в сторонке, с характерным прищуром покуривая «Герцеговину-Флор».

poned 09 charo 06 poned 02

Когда в середине 60-х, уже в золотые брежневские времена, на лениградском ТВ экранизировали «Понедельник», Стругацкие пришли в ярость — их любимых героев-идеалистов превратили в практичных хамов, способных приспособиться к любой ситуации. Но настоящий позор был впереди — «Сказка о Тройке» оказалась слишком радикальной для новых времён, её пришлось переписывать практически полностью. Однако даже переписанный, ухудшенный и оглупённый вариант оказался неприемлем для брежневской эпохи. Журнал со «Сказкой» изымали из библиотек по распроряжению «товарищей камноедовых».

Но и это был ещё не финал — в начале 80-х был поставлен совершенно провальный (в эстетическом плане), тупой фильм с отвратительно играющими актёрами, фильм «по мотивам» повести Стругацких, в котором вообще ни следа не осталось от социального оптимизма и интеллектуального веселья. НИИЧАВО преобразился в НУИНУ, в стоящее посреди занеженной пустыни безликое казённое здание, по коридорам которого шмыгала юркая нечисть, а наукой не пахло вовсе. При этом, НУИНУ руководила дама, являвшаяся интеллектуальным двойником профессора Выбегалло. А что? Вполне реалистическое изображение советского НИИ, трансформировавшегося из исследовательного института в контору для обтяпывания личных делишек.

charo 01 poned 08 charo 02

В сценарии «Чародеев», написанном самими Стругацкими, предполагась насмешка над «человеком, неудолетворённым желудочно» — чудеса Института ему не нужны, он сводит их к «сервису». Стругацкие издевались над этим «заколачиванием гвоздей при помощи фотоаппарата», но кинорежиссёр Бромберг и его актёры бравурно разыграли свою историю именно с точки зрения потребителя «сервиса». Никакой иронии в фильме нет, все кривляния подчёркнуто прямолинейны — авторы фильма не сомневаются, что волшебная палочка в форме дурацкого сувенирного карандаша как раз и должна обслуживать «потребности населения» (позиция незабываемого Выбегаллы). И, в сущности, директрисса института (в исполнении истеричной Васильевой) ничем не отличается от своего заместителя-вурдалака, сыгранного Валентином Гафтом. Они оба бездушные сволочи, стремящиеся манипулировать людьми в своих интересах. Впрочем, у директриссы возможностей побольше. А каковы жертвы властной начальницы и её заместителя? Эти суетящиеся человечки не способны вызвать даже тени сочувствия. В результате зритель наблюдает интригу ничтожеств против негодяев.

Стругацкие хотели оттенить водевильное действие язвительными песнями Юлия Кима, но предусмотрительный Бромберг предпочёл заказать музыку у советских поэтов-песенников, мастеров советской эстрады. И вместо сатирических зонгов мутноглазая плосколицая дочка какого-то советского начальника, взятая в фильм по блату, запела голосом Оли Рождественской про снежинку, которая не растает, пока часы двенадцать бьют.

charo 05 poned 07 charo 03

Ну и? Ну и всё. Фильм очень понравился публике. Он оказался адекватен своему времени, в точности, как была адекватная своему времени повесть, в которой сквозь новогоднюю пургу шли работать весёлые строители счастливого будущего. В общем, выяснилось, что режиссёр Бромберг и профессор Выбегалло правы, а Стругацкие неправы. Советские люди как родную приняли диковатую историю про чудо сервиса - волшебную палочку. Сарказм братьев Стругацких оказался неуместен и ненужен, как трезвый человек за новогодним столом во время просмотра «Голубого Огонька».

poned 05

Tags: , , , ,

120 comments or Leave a comment
Comments
anna_bpguide From: anna_bpguide Date: December 30th, 2016 04:01 pm (UTC) (Link)
Мерзкий фильм, да. Вроде и актеры хорошие, и шутки где-то смешные, но сам дух - наизнанку. Впрочем, это было и тогда вполне очевидно.
То есть, может, это хороший как раз фильм? И мессидж его в том, что время надежд кончилось? Внятно сказано: всё, люди. Оттепель завершилось, коммунизм отменен, получите комиссионку и политсобрание?
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: December 30th, 2016 04:08 pm (UTC) (Link)
Мерзость фильма в том, что режиссёру и исполнителям доставляет огромное удовольствие этот их междусобойчик. Они в полном восторге от стремительно приближающихся перемен, куда приглашены только свои.
Сценарий Стругацких о той же ситуации, но он пропитан желчью, а не эйфорией.
fostral2 From: fostral2 Date: December 30th, 2016 04:22 pm (UTC) (Link)
всё верно, вопросов нет.
Вернее, меня интересует лишь одно - насколько шестидесятники соответствуют оставленному ими культурному наследию, насколько я их правильно представляю.
Но для выяснения этого нужна машина времени
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: December 30th, 2016 04:35 pm (UTC) (Link)
"насколько шестидесятники соответствуют оставленному ими культурному наследию" - Это, в сущности, неважно. Идеал, нравственный и эстетический, задаётся несовершенными людьми. Но после того как идеал утвердился, массы начинают к нему подтягиваться. В случае шестидесятников на формулирование идеала и его утверждение было отпущено всего-то 8 лет. И сразу начались дискредитация идеала и его демонтаж.
shultz_flory From: shultz_flory Date: December 30th, 2016 04:34 pm (UTC) (Link)
В качестве ремарки: фильм либо «провальный», либо понравился «публике». Но не одновременно.
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: December 30th, 2016 04:38 pm (UTC) (Link)
Эстетически фильм - провальный. С точки зрения киногении, "Чародеи" просто куча мусора. Фильм очень плохо сделан. Плохо снят, плохо смонтирован, ужасные декорации, неправильно поставлен свет, плохо играют актёры. Но публике понравилось.
gineer From: gineer Date: December 30th, 2016 05:00 pm (UTC) (Link)
Самое главное... что фильм-то по своей сути не единственный.
Помню еще несколько подобных фильмов-сказок.
Например про Деда Мороза -- изображенного как такой себе обкомовский начальник.
Или новогодня ночь.

То есть, речь идет о целом жанре.

Тогда как произведение Стругацких... считай единственное.
Ну, можно попробовать подтянуть Адамова...
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: December 30th, 2016 08:38 pm (UTC) (Link)
"считай единственное": "Снежный мост над пропастью" Журавлёвой, "Мы с тобой одной крови" Громовой, "Экипаж "Меконга" Войскуновского и Лукодьянова,"Открытие себя" Савченко и много чего ещё.
Антон Уманский From: Антон Уманский Date: December 30th, 2016 05:06 pm (UTC) (Link)
Спасибо! Всё верно сказано...
murskij From: murskij Date: December 30th, 2016 05:18 pm (UTC) (Link)
Родная обложка! Книжка живет в доме и сегодня. А "Сказку о тройке", помнится, читала с фотокопий, которых дали на одну ночь.))
mincao From: mincao Date: December 30th, 2016 11:44 pm (UTC) (Link)
У меня "Сказка" - АЦПУшная распечатка, вся БОЛЬШИМИ БУКВАМИ (специфика АЦПУ), мама с работы принесла.
vit_r From: vit_r Date: December 30th, 2016 05:29 pm (UTC) (Link)
Эти же самые шестидесятники подчинили творческому порыву и любовь, и быт.

Можно сделать с таким настроем молодёжную семью, если оба партнёра сумасшедшие. Но уже при рождении ребёнка придётся начинать думать.

В "победе" Выбегалло нет ничего удивительного. Да и трудно быть хорошим человеком, когда ресурсов на всех не хватает.

Edited at 2016-12-30 05:30 pm (UTC)
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: December 30th, 2016 09:33 pm (UTC) (Link)
"ресурсов на всех не хватает" - Погуглите "Пятилетка Косыгина".
egh0st From: egh0st Date: December 30th, 2016 07:59 pm (UTC) (Link)
чародеи конечно тот еще низкобюджетник, меня это поразило еще в старые времена :) Сам фильм конечно счас не помню уже.

Но в целом у обычного электората принято считать что стругацкие в сценарии скорее антиталантливы. Тащемта сталкер Тарковского какбэ и намекает на это. В каком-то очередном ПСС АБС были разные сценарии сталкера (их всего вроде наштамповали пять или шесть даже?) Если сравнивать с исходником, то есть ихнем же произведением, то с каждой итерацией получалось всё хуже.

Так что имхо конечно, но стругацкие некинематографичны. Разве что вот Понедельник да Сталкер еще более-менее ничего.
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: December 30th, 2016 08:49 pm (UTC) (Link)
"принято считать что стругацкие в сценарии скорее антиталантливы" - Как всякое ходячее мнение, это неверно. Сценарии Стругацких "Убийство в отеле «У Алека Сневара», "Парень из преисподней" и "Чародеи" - хорошие, профессионально крепкие, а по "Убийству", пожалуй, и Рене Клеман не отказался бы кино ставить.
From: ju_88 Date: December 30th, 2016 08:11 pm (UTC) (Link)
Книжку читал - слюнями истекал. Очень сказки любил, да и сейчас люблю. Но фильм, он совершенно антикнижка. Не инверсия и не отрицание даже, а.. ну как руна перевернутая.
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: December 30th, 2016 09:25 pm (UTC) (Link)
Фильм пытается смысл книги вывернуть наизнанку и производит впечатления самодовольного хама - там нет никого, кому можно было бы сочувствовать, а герои, предлагаемые в качестве положительных, проосто неприятны.
masha_shamraeva From: masha_shamraeva Date: December 30th, 2016 08:18 pm (UTC) (Link)
Фильм - гадость страшная. Странно, что он и в детстве у меня вызывал чувство стыда за создатаелей, хотя я какую только дрянь не смотрела. Особенно мерзкая девочка (жаль, что куда более киногеничную и артистичную Олю Рождественгкую не снимали). Правда, несколько сцен - например, с вагонным - нравились.
А уж когда в 14 лет прочитала "Понедельник", возненавидела фильм лютой ненавистью.
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: December 30th, 2016 09:28 pm (UTC) (Link)
"он и в детстве у меня вызывал чувство стыда за создатаелей" - Это потому что с тем же бюджетом, с тем же сценарием и с теми же актёрами можно было сделать хорошее кино. И это советское хамство "ничо, не баре, вам и так сойдёт, жрите, не подавитесь" очень чувствуется в фильме.

"жаль, что куда более киногеничную и артистичную Олю Рождественгкую не снимали" - Очень обидно! И даже в этом фильме ей дали записать только одну песню.
para_ptichek From: para_ptichek Date: December 30th, 2016 10:40 pm (UTC) (Link)
У меня сложные отношения с телевидением, в моем детстве телевизора у нас дома не было, не по материальным причинам, просто считалось понтово среди "продвинутых" граждан не смотреть телевизор. По этой причине я многие канонические советские фильмы увидала сильно позже возраста на который они рассчитаны и до сих пор не понимаю и не принимаю их популярность (к примеру "Три мушкетера и Боярский" - для меня сразу выглядел как позорище, ноя его увидала лет в 13). Когда я впервые увидала "Чародеев", думала они из времен, когда снимали "Центровой из поднебесья", "Нейлон 100%" и др. "комедии вульгарис" с песнями-плясками-прибамбасками. Потом смотрю - 82 год. Но это же был чудовищный архаизм по стилю и технике уже тогда! Костюмы там не устаревшие даже, а выпавшие из времени. Шапка и куртка как у сестрицы у меня были в 1-3 классе, это середина 70-х, белые костюмы к 83 тоже вышли из моды, их носили только провинциальные нацмены. Декорации и всё прочее, как бы "спецэффекты" на уровне провинциального тюза, музыка тоже безнадежно устаревшая. Меня мучит вопрос: почему Стругацкие НЕ сняли фамилию с титров? Они же видели прекрасно что получилось. Я их никогда не идеализировала, но это совсем за гранью. В общем, фильм уверенно входит в десятку моей личной ненависти и поперёка с всенародной популярностью.

Edited at 2016-12-30 10:42 pm (UTC)
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: December 30th, 2016 11:47 pm (UTC) (Link)
"для меня сразу выглядел как позорище" - Многие культовые советские фильмы я ещё школьником считал плохими, плохо сделанными и кривился - ну, "Три Мушкетёра", "Про Красную Шапочку", марк-захаровские фильмы, прочее "наше всё".
"почему Стругацкие НЕ сняли фамилию с титров?" - Они очень хотели стать сценаристами, писать для кино, но их сценарии отклонялись или корёжились (например, Кроманов с "Отелем"). А тут Бромберг взял сценарий без переделок, как есть. И они надеялись, что всё будет в порядке. А когда увидели готовый фильм, было поздно, им, по словам Бориса Натановича, просто не разрешили отказаться от авторства.
pan_baklazhan From: pan_baklazhan Date: December 30th, 2016 11:00 pm (UTC) (Link)
"Линия доставки" была экранизирована много позже и другими людьми:

sergej_manit From: sergej_manit Date: December 31st, 2016 12:20 am (UTC) (Link)
Неприятность ещё в том, что фильм - произведение художественное, а в этом нет
художественности. Очень слабая работа...
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: December 31st, 2016 09:38 am (UTC) (Link)
Дык Бромберг же! Эталонный бездарь и всеобщий друг.
From: bowhill Date: December 31st, 2016 02:34 pm (UTC) (Link)

О душевности

их любимых героев-идеалистов превратили в практичных хамов

А в кого же их ещё превращать, если кругом, в основном, хамы?

Бромберг не стал снимать новогоднюю сатиру, а обратился к более реалистичному жанру лёгкой новогодней сказки. Многие ли станут смотреть под праздник «Сталкера», иной пример взаимоотношения книги и кино? Новогодние сатиры тоже есть, например «Старый Новый год», и многие ли его смотрят?

Да и с наукой всё не очень просто, не говоря уже о её экранизации. Наука эгоцентрична в том смысле, что больше интересуется объективностью, а технологические ништяки и коммунизмы — это уже побочные явления. А объективность бывает и не так симпатична, как хотелось бы.
idelle_m From: idelle_m Date: December 31st, 2016 04:12 pm (UTC) (Link)
Посмотрел в Вики про мутноглазую дочь начальника — вроде ничего особенного, родители военные.
Впрочем, военные разные бывают.

Но сыграла, вроде бы, нормально? Если честно, я из этого фильма и помню-то только её «ёлки в треугольных платьях».
Фильмец чудесатый, конечно, такое впечатление, что снимали его, не выходя из многодневного запоя.

ps Если что, то мой любимый новогодний фильм — «Эта весёлая планета»
From: mihaly4to6a Date: January 1st, 2017 05:45 am (UTC) (Link)
Я тоже из тех, кто посмотрел раньше, чем прочитал книгу.
Не понравилось совсем.
Когда узнал, что по Стругацким - не поверил, про сценарий - тем более. Книгу читал с удовольствием, и самостоятельно не дошло до меня, что это "основа" того мерзкого фильма.
sapojnik From: sapojnik Date: January 4th, 2017 08:48 pm (UTC) (Link)
Согласен полностью, но есть вопрос насчет этой жуткой девочки, Анны Ашимовой: а чьей она была родственницей? Потому что в открытом интернете есть только одна, вполне сусальная версия - насчет "девочки из Уфы", у которой были "родители-военные", в том числе "военный инженер-строитель Рафаэль Ашимов". Как-то никаких ссылок на "блат" :(

Например: http://kommersant.ru/doc/2296356

Edited at 2017-01-04 09:12 pm (UTC)
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: January 4th, 2017 09:53 pm (UTC) (Link)
Про Уфу сказано, что её родители были там, когда она родилась. И что отец был кем-то в инженерных войсках (кем?) в тот момент. Кем была мать, не сказано вообще.
А после школы девочка поступила в Московский институт управления имени Серго Орджоникидзе. Решила, понимаете ли, управлять производством.
Вы думаете, она из совсем простых? Просто понравилась ассистенту режиссёра её милая непосредственность и кривая улыбка? Не-а.
Уже то, что насчёт происхождения Анны Ашимовой потоком идут двусмысленности, говорит о многом. Это четкий признак советской элиты - заметать семейные следы.
И вы нигде никогда не найдёте "ссылок на блат". В СССР блата не было. Все поступалив ВУЗы честно, без блата. И квартиры получали не по блату, а по заслугам и выслугам. И в загранку ездили тоже без всякого блата - просто и честно распределялись путёвки. И так далее.
Vladislav  Borkus From: Vladislav Borkus Date: January 4th, 2017 10:25 pm (UTC) (Link)
Все сказано верно (фильм сделан плохо), но на тот момент фильм закрывал потребность советского человека в чудесах. Это потом уже пошли массово заряженная вода, торсионные поля и святые мощи.

Ну и второй момент - развлекательного кино снималось мало, шли бесконечные "проблемные фильмы" и прочая мертвячина.
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: January 4th, 2017 10:34 pm (UTC) (Link)
Я думаю, второй момент был важнее.
"Чудеса" этого фильма воспринимались примерно на уровне телепередачи "Утренняя почта", там ничего мистического (которое и в самом деле было очень востребовано) не демонстрировалось, и зрителями в качестве мистики не опознавалось.

Да, быд чудовищный дефицит развлекательного кино, но для меня "Чародеи" были уже дном. Даже солдатские будни этот унылый бред не мог освежить.
maniak_dz From: maniak_dz Date: January 8th, 2017 08:19 am (UTC) (Link)
Ой, ну их в баню, Стругайнеров.
tito0107 From: tito0107 Date: January 13th, 2017 08:54 am (UTC) (Link)
Я "Чародеев" так и не посмотрел целиком. Как и "Обыкновенное чудо".
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: January 13th, 2017 10:58 am (UTC) (Link)
Да и не стоит это смотреть. Плохое кино вообще смотреть не стоит. Так, я, например, посмотрел только пять минут "Убить дракона". Мне хватило.
la_asteria From: la_asteria Date: January 18th, 2017 12:04 pm (UTC) (Link)

Проблема не в девочке

Девочка - самая обыкновенная, ничего особенно раздражающего в ней нет. Ей и играть нечего. А вот с исполнителями главных ролей - беда. Яковлева играет хабалку(впрочем, как везде), Васильева - лошадь, Абдулов вообще никакой. Грим наложен отвратительно, но в черно-белом телевизоре это в глаза не бросалось.
warlen From: warlen Date: January 23rd, 2017 11:58 am (UTC) (Link)

Re: Проблема не в девочке

Да, девочка хорошая и песни хорошие, но сатира там была бы более уместна.
warlen From: warlen Date: January 23rd, 2017 11:56 am (UTC) (Link)
Все правильно.

"Понедельник начинается в субботу" - опьянение свободой и безграничными возможностями будущего, а фильм "Чародеи" - злая пародия на него. И при том оба произведения - довольно реалистичные картины советского НИИ 60-х и 70-х соответственно.

Еще замечу, что волшебная палочка из фильма была чудом только для советских граждан. Платить же все равно надо, а сейчас те же самые блага можно заказать по телефону. Ну разве что доставка не мгновенная, хотя за большие деньги ее можно сделать очень быстрой. Так что все чудо там заключается в возможности пожить как при капитализме.
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: January 23rd, 2017 01:28 pm (UTC) (Link)
Пародия обязательно подразумевает эффект "остранения", то есть, дистанцию между автором и тем, что он изображает. В "Чародеях" дистанции нет, авторы уверены, что всё пучком.
В сценарии дистанция была, в фильме она ликвидирована.
collegaproul From: collegaproul Date: January 31st, 2017 10:47 pm (UTC) (Link)
Лично я всегда воспринимал "Чародеев" как абсолютно самостоятельное произведение. Если вы присмотритесь к титрам, там вообще не упоминается "Понедельник" никаким боком. Такая себе "халтура на стороне" одного разряда с "Экспедицией в преисподнюю".

Edited at 2017-01-31 10:48 pm (UTC)
120 comments or Leave a comment